Архитектура

Основная усадьба

Оканчиваясь на полуострове между озер, ул. Китаевская разделяет находящуюся здесь усадьбу монастыря на западную и восточную половины. Главные сооружения обители – включая храмы Св. Троицы и свв. 12-ти Апостолов (а также чтимые могилы) – расположены во 2-й из них (на этой же территории были выявлены при раскопках следы цитадели сер. Х – нач. XI в.); отсюда же устроены спуски к озерам – дорога по дамбе между 2-мя нижними озерами ведет к началу бетонного лестничного «серпантина», поднимающегося на террасу у главной пещеры Китай-горы. В западной половине усадьбы обители возвышается новый храм прп. Серафима Саровского.

В 1716 г. князь Дмитрий Голицын воздвиг в пустыни деревянную церковь прп. Сергия Радонежского. В 1763-1767 гг. ее сменил каменный храм Св. Троицы с приделами прп. Сергия Радонежского (южный) и свт. Димитрия Ростовского (северный), ныне – архитектурная доминанта монастыря. Постройкой храма руководил трудившийся при Лавре зодчий Степан Ковнир. Исполненный в формах украинского барокко, храм, однако, не сразу обрел свой нынешний вид: в 1853-1854 гг. к 2-м изначальным его куполам были добавлены еще 3 из 5-ти существующих, в 1892 г. архитектор Владимир Николаев укрепил стены контрфорсами и устроил с запада новый притвор. В 1941 г. кровля и купола пострадали от военных действий, а в 1950-х гг. частично обрушились; в 1965 г. храм включили в реестр памятников архитектуры, в 1978 – разработали проект его реставрации, к 1982 – осуществили ее снаружи; в 1990-х гг. внутри был произведен капитальный ремонт, обновлены лики свв. Архангелов Михаила и Гавриила (1874) на западной паре опорных столпов, установлен барочный иконостас (спроектированный реставратором Р. Быковой по описаниям утраченного иконостаса XVIII в.); в 2009-2011 гг. интерьер храма оформлен в псевдовизантийском стиле рубежа XIX-XX вв. (включая замену иконостаса).

В 1757 г. пожар уничтожил в обители деревянные кельи и трапезную; в 1758 упоминается новая деревянная трапеза с церковью свтт. Петра, Алексия, Ионы, митрополитов Киевских и Московских; к 1761 г. была освящена 2-я деревянная церковь – свв. 12-ти Апостолов. В 1830-х гг. деревянные церкви сменило каменное сооружение храма свв. 12-ти Апостолов с трапезной в стиле классицизма; П-образное в плане здание расположено к северо-западу от церкви Св. Троицы, его параллельные крылья направлены на восток и завершены апсидами: в южном крыле – церковь свв. 12-ти Апостолов, в северном – трапезная. В 1829-1837 гг. к югу от храма свв. Апостолов и западу от храма Св. Троицы возвели 50-метровую каменную колокольню (также в стиле классицизма) в виде сужающейся кверху 3-ярусной круглой башни на массивном прямоугольном здании; в 1930-х гг. сооружение было разобрано; в кон. 1990-х гг. ближе к церкви свв. Апостолов стояла временная деревянная колокольня, а в нач. XXI в. ее заменила каменная звонница псково-новгородского типа (фронтон с проемами для колоколов), надстроенная между храмом и трапезной (на дворовом фасаде средней части здания); в ходе той же самой реконструкции, фасады всего сооружения были отделаны в псевдорусском стиле (рубежа XIX-XX вв.), а интерьер церкви – расписан в манере византийской и древнерусской иконописи.

В сер. XIX – нач. ХХ вв. храм Св.  Троицы был окружен кольцом каменных корпусов, заменивших деревянные кельи (одним из звеньев кольца стала церковь с трапезной). В тот же период каменные корпуса были возведены и в западной половине усадьбы. В советское время некоторые из старинных жилых построек подверглись переделке, появилось и несколько дополнительных, сравнительно небольших строений. В нач. XXI в. в центре западной половины усадьбы сооружен храм прп. Серафима Саровского; он стоит на месте одноименной домовой церкви, пристроенной в 1904 г. (после канонизации подвижника – в память его встречи с прп. Досифеем) к зданию богадельни (ее первичное строение 1871 г. расширено в 1900 г.).

Братское кладбище

В 1786-1870 гг. пустынь служила местом погребения лаврской братии. Кроме прпп. Досифея и Феофила, здесь были похоронены киевский юродивый Иоанн Босой (Ковалевский, †1855), мать прп. Паисия Киевского (Яроцкого, †1893) Мария. За советские годы от кладбища уцелели лишь несколько надгробий в храме Св. Троицы и к северу от него. В 1990-х гг. сквер, примыкающий к северной стене церкви, был ухожен, в нем установили деревянные кресты и надгробия на могилах прпп. Досифея и Феофила, совершили погребение схиархимандрита Феофила (Россохи, †1996). Несколько лет назад сквер заново благоустроен, надгробия заменены мраморными. Предполагается также восстановление надгробий на большом участке кладбища к северу от восточной половины основной монастырской усадьбы.

Пещеры

После времен прп. Досифея, устья пещер Китаева периодически накрывало оползнем: описание пустыни 1785 г. (Василий Новгородцев) обходит подземелья молчанием, в 1831 г. – они упоминаются (митр. Евгений), в 1847 г. – опять молчание («Обозрение Киева» Ивана Фундуклея), в 1858 г. – пещеры заново «открыл» некий послушник (видя, как в землю провалился вбиваемый кол). В 1843 г. подземелья посетил Тарас Шевченко1853 г. он описал их в повести «Варнак»); в 1844 г. киевлянин Авраамий Гунин нашел здесь оставленные благотворителями иконы, кресты, подсвечники, лампады, паникадило, аналои и ладан. В 1870-х гг. в пещерах поселился лаврский схимонах Тит. Со своим келейником Иосифом «Железная шапка» и насельниками скита он расчистил лабиринт длиной до 100 м и построил в его центре кирпичный храм. Когда работа близилась к концу, пришел неизвестный инок и молвил: «Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро». Пророчество сбылось: из-за болезни начальника скита, установку иконостаса из металла отложили. Не теряя надежды, о. Тит остался жить при пещерах. Он выстроил поперек входа убогую келью, водил через ее внутреннюю дверь паломников в подземелья, терпел нужду и невзгоды, а также побои от разных грабителей, и наконец преставился. В нач. 1880-х о келье схимника остались только воспоминания, пещеры были закрыты. Однако к концу того же десятилетия здесь появилась деревянная часовня, и лабиринт вновь стал посещаемым.

К кон. ХХ в. подземелья были почти целиком завалены. В 1990 г. сотрудники отдела «Киев подземный» Музея истории Киева начали их расчистку и укрепили коридор от входа до храма временными бетонными крепями (они стоят до сих пор). Слабое финансирование экспедиции обернулось тем, что работу продолжили братия и прихожане возрожденного скита. В сер. 1990-х гг. пещерный храм был наречен во имя прп. Досифея, в 2000 г. – переименован в честь Собора Пресвятой Богородицы; к 2000 г. в церкви выстроили кирпичные иконостас и киворий над престолом, тогда же были обложены кирпичом и несколько пещерных келий. На сегодня подземная церковь Китаева является самым крупным пещерным храмом Киева – при длине 7, ширине 4, высоте 4 м; ее отличают также наличие старинных световых проемов в своде (благодаря небольшой глубине залегания главной пещеры) и хор, надстроенный в 1990-х гг. над входным коридором. В 2011-2012 гг. проведено дополнительное укрепление пещер кирпичом (включая обкладку еще одной кельи). В 1995 г. над входом в пещеры воздвигнута новая деревянная часовня, а рядом – кирпичный домик иноков-смотрителей (позже обе постройки были реконструированы).